Село Тархово, располагающееся на небольшой возвышенности – одно из старейших славянских поселений на Клинской земле. До семнадцатого века это было село Рождественское, стоявшее на речке Тросне, потому что здесь действовала деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, нёсшая свою службу со времени еще до Ивана Грозного.
Во времена Литовского нашествия в 1608-1612 годах всё село с окрестными деревнями и церковь были полностью сожжены, жители убиты или ушли в леса и погибали там среди сугробов. Только через несколько десятков лет село стало понемногу возрождаться. Названо село по фамилии своих владельцев шестнадцатого века Тарховых (Фёдор Тархов ещё в семнадцатом веке владеет одним из соседних сёл). В нашем распоряжении материалы, относящиеся ко времени царя Фёдора Иоанновича, когда село относилось к Локношскому стану Рузского уезда. В писцовых книгах 1594 года написано: «вотчина Троицы Сергиева монастыря село Тархово, что то село с деревнями дала в дом Живоначальныя Троицы и великим чудотворцам Сергию и Никону царя Семиона Касаевича княгиня Марья по духовной грамоте матери своей Авдотьи Андреевой жены Кутузова 6078(1570) году; в селе церковь Симеона Богоприимца древян верх, а в церкви образы, и книги, и ризы, и свечи. И на колокольнице колокола и все церковное строение Авдотьи Кутузовы; во дворе поп Кузма. Во дворе церковной дьячек Ивашко(Иван), во дворе пономарь Зиновка(Зиновий), во дворе проскурница (просворница,– В.С.) Анна; пашни церковныя 20 четвертей». То есть еще при Иване Грозном в 1567 –1568 годах Тархово принадлежало Авдотье Андреевне Кутузовой, и уже тогда было селом, то есть селением с православной церковью, а по её завещанию передано её дочерью в монастырь. Таким образом, с 1570 года до 1764 года здесь шла эпоха владения далёкого Троице-Сергиева монастыря. Есть данные и из писцовых книг 1625 – 1626 года, когда после Литовского нашествия 1609 – 1612 года все подмосковные села и деревни лежали в пепелищах. Территория относилась к Хованскому стану Рузского уезда. Тархово и его местность описывается так: «…пустошь, что было село Тархово, а в ней место церковное Симеона Богоприимца, да великомученика Никиты, да другое место церковное Рождества Богородицы; пашни церковные в пустоши, что была деревня старая лесом поросло 5 четвертей в поле, а в дву потому ж»(согласно двупольной системе ведения полевого хозяйства). Отметим, что со времени Ивана Грозного до 1612 года здесь появилась вторая деревянная церковь, Рождества Богородицы, а в первой, Симеоновской церкви ещё престол святого великомученика Никиты, и интервентами было сожжено всё село с обеими церквами и окрестными деревнями. Поскольку названная местность, находившаяся во владении Троице-Сергиева монастыря, несколько десятилетий лежала в разорении, то естественно, что в документах 1683 года она показана «не состоящей ни на каком оброке» и денег никаких с нее платить было некому. Но в этом году она записана в приходной оброчной книге Патриаршего Казенного Приказа « по указу Святейшего Патриарха и по помете на выписке дьяка Перфилия Семенникова, велено в селе Тархове на церковную землю наложить оброк и оброчные деньги взять с писцовых книг (1626 года) по нынешний 191 (1683) год по 12 алтын по 3 деньги на год. Оброчные деньги со 7134 (1626 г. ) по 7174 (1666 год) 15 рублев 12 алтын 3 деньги платил стряпчий Сергиева монастыря Ребров и с 174 (1666 год) по 1182 (1674 год) два рубля 20 алтын 5 денег платил он же». Такова суровая хроника тех времен. Так что названная церковная земля Рождества Богородицы и Симеона Богоприимца с 1683 по 1737 год находилась в оброке и писалась в приходных оброчных окладных книгах Патриаршего Казенного приказа под Рузской десятиной – «на архимандрите Троицы-Сергиева монастыря оброку 12 алтын 3 деньги на год».
7 февраля 1737 года по определению Синодального Казённого приказа на месте сожжённых церквей велено построить церковь.
О Рождественской церкви в приходных окладных книгах Патриаршего Казенного приказа «жилых данных церквей» в 1737-1739 по Рузской десятине записали так: « Церковь Рождества Пресвятыя Богородицы в вотчине Троице-Сергиева монастыря, в Рузском уезде, в присёлке Тархове, которая построена на пустовой рождественской земле(дани) рубль 14 алтын одна деньга».
На первой карте Клинского уезда 1729 года село Тархово, естественно, не помечено: оно лежало в Рузском уезде. В 1764 году по указу Екатерины Второй о секуляризации монастырских владений село перешло из Троицких вотчин во владение Экономического ведомства, позднее – Министерства государственных имуществ. Это означает, что жители Тархова и окружающих деревень уже были относительно свободны в развитии своих хозяйств и не зависели от власти помещиков. Из местных крестьян пополнялись ряды пролетариата близлежащих и московских фабрик и заводов. Это были мастеровые, искусные, способные на любую работу люди.
С 1764 года до 1788 года тарховская церковь находилась под духовным началом Переяславской епархии ( г.Переяславль Залесский) и именовалась так: «Переяславской епархии Рузского уезда Клинской десятины села Тархова церковь Рождества Пресвятой Богородицы». В нашем распоряжении есть выборочные данные о селе и его деревнях по документам здешнего храма и другим источникам.
При изменении уездных границ Тархово с деревнями вошло в Клинский уезд. В 1789 году, по данным тогдашней церкви Рождества Пресвятой Богородицы, в селе Тархово живут крестьяне Экономического ведомства. Всего в селе 23 двора, меньше, чем в деревне Тарасово, где было 27 дворов.
Сохранились архивные данные из 1850 года. Здесь живут: священник Михаил Стефанов(ич) 30 лет, жена его Евпраксия Иванова 25 лет, дети их Олимпиада 4 лет. Александра 2 лет, Иван 5 месяцев, другие служители храма. В селе Тархово, тогда Некрасинской волости, в это время 31 двор крестьян. Причём избы наполнены до предела: до 20 человек в доме, мал-мала меньше. В Кобылине 12 дворов; в Княгинине 21 двор; в Тарасове 26 дворов. В Милухине 23 двора. В Астафьеве(Остафьеве) 29 дворов, в том числе 3 раскольничьих. К приходу относилась также деревня Стешино Калеевской волости: 16 дворов. В Тархове отмечались раскольники: 3 двора неизвестной секты, 1 двор беспоповщины. В Астафьеве – 10 семей беспоповщины. Отдельно хочется сказать о деревне Рыково. Здесь 19 крестьянских дворов. И в том числе изба счётом по приходу №78. где проживают: Давыд Емельянов 61 года, жена его Дарья Симеонова 61 года. Дети их Иван 22 лет. Жена его Ираида Михайлова 24 лет, Михаил 40 лет. Жена его Анна Дмитриева 41 года, дети их Филипп 16 лет, Агафья 9 лет, Авдотья 6 лет, Иосиф 2 лет.
Здесь мы впервые называем состав семьи Давыдовых( по деревенскому, Крошечкиных), в которой через 5 лет, 25 августа 1855 года, родится, а 26 августа будет крещён в этой самой Вознесенской церкви, будущий учёный и изобретатель трансформатора электричества Иван Филиппович Усагин.
Правда, Рыково в своё время по глупости переименовали (в Нагорное, хотя в Клинском районе уже было такое же название), несмотря на то, что эта красивая и уютная деревушка никакого отношения к известному большевику, изобретателю знаменитой водки «рыковки», не имеет, а названа ещё до семнадцатого века по имени одного из первых своих владельцев…
Можно ещё сказать, что прежде Тархово относилось к первому стану Клинского уезда(с центром в Солнечной Горе, до которой насчитывалось 52 версты), а церковь - ко второму благочинническому округу. В 1852 году здесь было 56 дворов. Здесь находилось сельское управление Министерства государственных имуществ – контора, через которую управлялись окрестные государственные крестьяне.
По данным 1874 года, в приходе Вознесенской церкви, в селе и деревнях находится 267 крестьянских дворов, в которых проживают 999 душ мужского и 1151 душа женского пола. В приходе также проживали 6 дворов крестьян-раскольников: 6 душ мужского и 10 женского пола…
А вот и данные из двадцатого века, перед самой коллективизацией. В 1925 году в селе Тархово, тогда Петровской волости, 52 двора, 260 человек жителей, 53 лошади, 60 коров. В деревне Тарасово, например, 42 двора, живут, теснее, чем в Тархове, тоже 260 человек, владея 37 лошадьми и 65 коровами…
Во время Советской власти село Тархово стало центром Тарховского сельского Совета крестьянских депутатов. Своей деятельностью охватывавшего расположенные рядом деревни.
На данный момент настоятелем храма является священник Борис Рожков.
|